20.01.2025 14:37
Аналитика.
Просмотров всего: 3260; сегодня: 2.

О строительстве Софийского собора в Великом Новгороде в XI веке

О строительстве Софийского собора в Великом Новгороде в XI веке

20 января 1944 года войска Красной армии освободили Великий Новгород от немецко-фашистских захватчиков. Взору предстал разрушенный во время оккупации древний город. Софийский собор, являвшийся одной из первых каменных христианских построек в России, был разграблен. Стены и своды храма пробиты снарядами, листовое золото с куполов вместе с медными листами варварски содрано и расхищено захватчиками. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавший на стороне нацистской Германии, и им, как один из трофеев, был вывезен в Испанию крест главного купола Софии, возвращенный в Россию только 16 ноября 2004 г. 

Новгородский Софийский собор является шедевром средневековой архитектуры, наиболее ранним из сохранившихся древнерусских храмов и средоточием православия в Великом Новгороде. Дискуссионным представляется мнение о существовании деревянной церкви Святой Софии – предшественницы каменного Софийского собора. В Никоновскую летопись вошли сведения из новгородских летописей о том, что в 1046 г. церковь Святой Софии была заложена святым князем Владимиром, а в 1049 г. она сгорела. 

Строительство каменного собора началось в 1045 г. и продолжалось, по свидетельству большинства летописей, до 1050 г., но встречается и другая дата окончания строительства – 1052 г. Строился Софийский собор русскими и византийскими мастерами. Свидетельства о строительстве собора отложились не только в памятниках книжности – Софийский собор знаменит и многочисленными кириллическими и, что очень примечательно, глаголическими граффити, содержащими отрывки из Святого Писания, деловые заметки; есть и рисунки. 

Почти 40-метровый храм был огромным по средневековым меркам. Его окружали дубовые стены Кремля, деревянные дома и дворы еще молодого города, располагавшиеся на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута. Посвящение собора Софии – это посвящение Премудрости Божьей, которое отсылает к Софии Константинопольской и к еще более древнему храму премудрости, построенному царем Соломоном. 

Софийский собор стал для новгородцев своего рода местом памяти, важной вехой в формировании их идентичности. Уже в 30-х гг. XII в. София перестала быть только княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики. В удельный период Новгород не имел своей собственной княжеской династии, а князья приглашались сюда по решению веча. 

Собор Святой Софии почитался не только новгородцами, но и князьями, которых вече приглашало к себе на правление. На стене собора сейчас можно обнаружить табличку, указывающую, что здесь перед битвой со шведами молился князь Александр Невский. Это указание основано на летописных и житийных описаниях знаменитой Невской битвы 1240 г.: «Александр Ярославич, слышав словеса сия и розгореся духом, и вниде в церковь святыя Софии, и паде на налоне пред святым олтарем, моляся со слезами Господу Богу и пречистей Богородицы дати ему помощь, и паке рече: “Ты, Господи Боже, повелевый не преступати в чюжие пределы никому же, суди, Господи, и сему и возбрани ему преступати в чюжия пределы”. Та же, встав и пришед, поклонися архиепископу Спиридону, и благословися у него, и изыде из церкви, и укрепи воинство свое, и рече: “Не в силе Бог, но в правде”». 

Средневековые новгородцы, любуясь древними фресками храма, создавали легенды и сказания об иконах и отдельных изображениях стенной живописи: изображении Спаса в куполе или иконе Спаса царя Мануила в иконостасе Софийского собора. Обе легенды пытаются объяснить необычные иконографические типы – особенности изображения. Сказание о Спасе в куполе дает подробные сведения о «мерах» изображения: «очи – по 2 пяди, рука, сжатая длань – 6 пядей, а простертая длань – 8 пядей, подпись «Иисус Христос» – по 14 пядей, нос – длина пол 4 пяди». Согласно тексту сказания, константинопольские иконописцы изобразили в куполе Спасителя Иисуса Христа с благословляющей рукой. На следующий день епископ Лука пришел и увидел, что образ Господень написан без благословляющей руки. После этого иконописцы снова три утра писали благословляющую руку, а на четвертое раздался глас от образа Господня, который повелел писать его не с благословляющей, а со сжатой рукою, «так как в этой руке держу я сей Великий Новгород, а когда рука моя разожмется, тогда и городу сему придет конец». Вероятно, легенда эта, созданная в XV–XVI вв., отражала неспокойную атмосферу в Новгороде, переживавшем присоединение к Москве. 

Память о Софийском соборе увековечена в названиях многих известных книжных памятников, созданных в Новгороде, таких как «Софийская летопись» или «Софийской список Великих Четьи Миней». При кафедральном храме Новгородской епархии имелся скрипторий (рукописная мастерская), где велась литературная работа. При Софийском соборе до конца новгородской независимости были созданы многие памятники литературы богословской, апокрифической, канонической и церковно-учительской направленности. Многие из этих рукописей были вкладом в библиотеку Софийского собора, которая существовала с XI–XII вв. 

Особым памятником русской книжной культуры являются созданные книги по инициативе митрополита (а тогда еще владыки новгородского) Макария. Создание Софийского свода «Великих Четьих-Миней» началось в Новгороде в 1529/30 г. и длилось в течение 12 лет. По свидетельству вкладных записей, 12 книг Софийского списка были вложены Макарием в новгородский Софийский собор «на помин души» его родителей в 1541 г. 12 книг Успенского списка Макарий вложил «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552 г. Софийский список составлялся при новгородском архиепископском доме Макария трудами «многих различных писарей» и книжников, не только переписывавших произведения, но и переделывавших их и осуществлявших новые переводы и «исправления» по греческим оригиналам. 

Еще одним сокровищем, созданным в Софийском соборе, является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг – Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056–1057 гг. и использовалась для богослужений в соборе. В настоящий момент Евангелие хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. 

Авторы: Н.Ю. Болотина, к.и.н., Е.С. Евдокимова, Российский государственный архив древних актов (РГАДА).

Изображение (фото): из открытых источников, РГАДА


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Вид Новгорода. Гравюра. РГАДА. Карты Новгородской губернии. № 14
Вид Новгорода. Гравюра. РГАДА. Карты Новгородской губернии. № 14

План Новгорода Великого. 1701 г. РГАДА. Карты Новгородской губернии. № 7
План Новгорода Великого. 1701 г. РГАДА. Карты Новгородской губернии. № 7

Запись о строительстве и освещении собора Св. Софии в Софийской I летописи старшего извода Список второй половины 1470-х годов (Оболенский список). РГАДА
Запись о строительстве и освещении собора Св. Софии в Софийской I летописи старшего извода Список второй половины 1470-х годов (Оболенский список). РГАДА

Запись о строительстве и утрате деревянной церкви Св. Софии, строительстве и освещении каменного собора Св. Софии в Никоновской летописи. Список XVI – первой половины XVII в. РГАДА
Запись о строительстве и утрате деревянной церкви Св. Софии, строительстве и освещении каменного собора Св. Софии в Никоновской летописи. Список XVI – первой половины XVII в. РГАДА

Запись о молитве Александра Невского в святой Софии новгородской перед битвой со шведами. Летописец русский. Список XVII в. РГАДА
Запись о молитве Александра Невского в святой Софии новгородской перед битвой со шведами. Летописец русский. Список XVII в. РГАДА

Минея-четья митрополита Макария. Месяц август. Из Новгородского Софийского собора. Полуустав XVI в. РГАДА
Минея-четья митрополита Макария. Месяц август. Из Новгородского Софийского собора. Полуустав XVI в. РГАДА

Сказание об изображении Спаса в куполе Новгородского Софийского собора. РГАДА
Сказание об изображении Спаса в куполе Новгородского Софийского собора. РГАДА

Сказание об изображении Спаса в куполе Новгородского Софийского собора. РГАДА
Сказание об изображении Спаса в куполе Новгородского Софийского собора. РГАДА


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11030 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_10204
Поделиться:

Интересно:

В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
08.05.2025 23:05 Новости
История одной семьи в годы войны оживет на фасаде Мэрии Москвы
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на фасаде здания Мэрии Москвы пройдет масштабная видеомэппинг-инсталляция. Проект расскажет трогательную историю девочки, чей отец ушел на фронт, а мать трудилась в тылу, приближая Победу. Современные технологии видеопроекции перенесут зрителей в прошлое, оживив на стенах Мэрии кадры военных лет, анимацию и архивные материалы. Правительство Москвы и Управление делами Мэра выступили инициаторами этого проекта, чтобы в современном мультимедийном формате отдать дань событиям военных лет. Через видеомэппинг стояла задача донести до молодежи и гостей столицы историю Великой Отечественной войны — историю, которая находит отклик в каждой семье нашей страны. Благодаря слаженной работе Управления делами Мэра, компании "Открытие" и предоставленным Главным архивным управлением материалам и документам, получился эмоциональный...
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
05.05.2025 14:49 Персоны
Вместо концертного зала – линия огня: история трёх музыкантов
Особой страницей в летописи Великой Отечественной войны остается подвиг народного ополчения.Добровольцы, не имевшие военного опыта за спиной, встали на защиту городов и деревень. Большинство дивизий народного ополчения оказалось на передовой в момент наступления немецких войск в операции «Тайфун», став последней линией обороны на пути к Москве. Среди 12 июльских дивизий народного ополчения отдельное место занимает 8 дивизия народного ополчения Краснопресненского района гоода Москвы. Она была сформирована в начале июля 1941 году из добровольцев – рабочих, студентов и преподавателей университетов, писателей и музыкантов. Дивизия участвовала в обороне столицы, в частности, в битве под Смоленском и Вязьмой. В октябре того же года она практически перестала существовать: было потеряно более половины состава, уцелевшие бойцы пополнили партизанские отряды.  Это трагическое время...
Народы Древней Руси
05.05.2025 11:12 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...